История подготовки одного выступления

Чем глубже я погружаюсь в тему презентаций и публичных выступлений, тем меньше мне хочется выступать на публике. Я такой сапожник без презентации, именно потому что прекрасно знаю, что подготовка качественного продукта займёт у меня неприлично много времени.

Но иногда поступают такие предложения, от которых невозможно отказаться. И это я сейчас не о деньгах.

В этом году я выступал с презентацией дважды.

Первый раз был в мае 2019 на Балтийской психоконференции. К этому выступлению я готовился два месяца, и участники потом так яростно требовали с меня слайды, что мне вдобавок к слайдам пришлось для них накатать вот такой лонгрид.

Второе выступление состоялось сегодня 25 ноября 2019, и к нему я готовился дней сорок. Как именно это происходило — читайте дальше, я постарался разложить это на конкретные шаги.


Компост идей

С момента как мы договорились с БФУ о дате и теме моего выступления — «Убедительная коммуникация — я завёл у себя в заметках на телефоне файл «БФУ». Телефон почти всегда со мной, и как только мне в голову приходила какая-нибудь идея относительного того, что я могу рассказать, как могу это изобразить, или что мне ещё стоит почитать/посмотреть — эта идея тут же попадала в эту заметку.

Если честно, раньше я так делал не всегда. Но на курсе у Нила Геймана, я узнал, что это его основной способ работы над книгой — компост идей. То есть все мысли по теме, которые в фоновом режиме проявляются в сознании, пускай и даже в самый неудобный момент, сразу же попадают в специальный файлик.

В своём курсе «Научитесь учиться» автор Барбара Окли рассказывает о двух режимах мышления: сфокусированном и расфокусированном. И о том, что именно в расфокусированном режиме у нас в мозгу возникают неочевидные, нелинейные связи. Так рождаются идеи, которые бы не родились, если бы мы сидели и сфокусировано размышляли над задачей.

Практический вывод: готовясь к выступлению с презентацией, уделяйте внимание всем идеям по теме, которые приходят к вам в голову и собирайте их в одном файле. Позже они могут вам пригодиться!


Структурирование смыслов

Мой поток идей о том, что я мог бы рассказать студентам первокурсникам, не иссякал, но в определённый момент я понял — пора этот поток структурировать, иначе компост так и останется компостом.

Судя по аналитике Google Trends, интерес к mindmap или, как их ещё называют по-русски, интеллект-картам сильно снизился в последние годы. А зря! Майндмэпы — отличный инструмент, позволяющий придать своим идеям структуру и иерархию.

В этой карте я создал структуру выступления: вступление, проблема, решение, заключение, и далее, раскидал все идеи из компоста, объединяя их в смысловые кластеры. Таким образом у меня появился приблизительный план выступления.

Практический вывод: структурируйте и организуйте свои идеи при помощи интеллект-карт (a.k.a. mindmap).


Раскадровка презентации

Теперь, когда основная структура была готова, я приступил к раскадровке. То есть к послайдовой визуализации идей. Для этого я использовал прямоугольные жёлтые стикеры.

Принцип: одна идея — один слайд.

Читаю идею, представляю как её можно было бы визуализировать наилучшим образом, и не особо переживая за красоту, рисую прототип слайда на стикере.

Всегда, когда начинаешь делать раскадровку, что-то происходит со струкрурой и последовательностью идей. То есть, пока это в майндмэпе, всё смотрится гладко и логично. Но как только раскидаешь это по слайдам, то тут же хочется что-то поменять местами, какие-то слайдоидеи выкинуть, а какие-то добавить.

Раскадровка хороша тем, что это визуальное мышление в чистом виде, не приходится спотыкаться о функционал того или иного ПО. Я предпочитаю придумывать на бумаге, а на компьютер уже переносить только то, что я согласовал со своим внутренним критиком.

Практический вывод: делайте раскадровку, это поможет привнести больше логики в повествование, и вам не придётся удалять лишние слайды.


Присвоить территорию

Бывает такое, сделаешь классную презентацию, а на реальном проекторе в реальном зале она смотрится тускло. Или всё классно смотрится, но только соотношение сторон на слайде должно быть не 16:9, а 4:3.

Кстати, именно так и оказалось! Когда я приехал в БФУ посмотреть зал, выяснилось, что цвета проектор передаёт отлично, а вот соотношение сторон 4:3. Обычно я делаю слайды 16:9, и для меня было важно узнать о формате экрана заранее.

Что ещё даёт посещение площадки? Постоишь на сцене, посидишь на галёрке, на правом фланге, на левом, в партере и каким-то чудом зал становится «своим». Мозг как будто бы заносит его в карту «своих» территорий.

Практический вывод: обязательно побывайте заранее в зале, где будете выступать, это позволит вам избежать технических ляпов и поможет сделать зал «своим».


Эмоциональный портрет аудитории (Empathy Map)

На самом деле я только и делал всё время, что думал о своей аудитории. Но просто думать недостаточно, пока мысль в голове — это только заготовка мысли. Мысль становится полноценным явлением только если она записана на бумаге или произнесена вслух.

Я сел и собрал все свои мысли об аудитории на одном листочке А4. Кто они такие, чем они занимаются, что видят вокруг себя, что слышат, чего боятся/избегают, а к чему стремятся. Ну и, конечно, самое главное, что я хочу, чтобы они поняли из моего выступления, и что сделали после него.

Практический вывод: составляйте эмоциональный портрет аудитории, чтобы начать готовить своё выступление именно под них.


Встреча со слушателями

Когда я готовлю спикеров к выступлению, то часто от них слышу «Я не знаю, кто моя аудитори» и «У меня нет возможности с ними встретиться». Это отговорки. Да-да, это отговорки. Если для вас действительно важно круто выступить, вы найдёте способ познакомиться со своими слушателями заранее.

В моём случае достаточно было просто об этом попросить. Меня пустили на занятие, и я провёл целый час, разглядывая во что они одеты, как общаются между собой, а как с преподавателем. Внимательно слушал, что они говорят и как это делают.

После этого я пулей метнулся домой, чтобы начать вносить правки в свою раскадровку. Встреча с теми, кто будет меня слушать через несколько дней ещё больше сузила мой фокус, и презентация наконец-то собралась в некое завершённое целое.

Практический вывод: найдите способ понаблюдать за своими слушателями в естественных условиях, а ещё лучше — пообщаться с ними.


Слайды это долго, а хорошие слайды ещё дольше

Готова раскадровка, можно садиться за слайды. 

У меня работа над слайдами всегда занимает в три раза больше времени, чем я изначально предполагаю. Мне всегда кажется, ну что там, сейчас быстренько всё соберу и пойду с детьми чай с печеньками пить. А заканчивается всё в час ночи, когда уже даже комары легли спать, а я ещё двигаю вот этот текстовый блок немного вправо, а вот тут тень выбивается из общего стиля.

Практический вывод: на создание слайдов отводите в три раза больше времени, хорошие слайды это реально долго.


Насмотреться накануне

Для каждой аудитории подходит свой тон повествования. С кем-то нужно быть авторитарным, с кем-то призывающим к диалогу, с кем-то вопрошающим, а с кем-то констатирующим. Для меня проблема в том, что просто понять умом, какой тон мне подойдёт конкретно в данном случае — недостаточно. То что я что-то понял, не значит, что моё тело, голос и интонация подстроились.

Как я решаю эту задачу? Я насматриваю определённое количество часов с выступлениями тех спикеров, чьи качества, чью манеру, чей стиль подачи, я хотел бы привнести в своё выступление.

Для студентов БФУ, готовясь презентовать тему "Убедительная коммуникация" я собрал такой коктейль из ролевых моделей.

Джордан Питерсон, потому что он несмотря на свою истеричную депресивность, удивительным образом в течение долгого рассказывания умеет удерживать мысль на одном предмете и развивать её неожиданными и даже непредсказуемым образом. Мне всегда грустно на него смотреть как на человека, он явно несчастен, но мне всегда интересно его слушать как рассказчика. А рассказчик он великолепный.

Андрей Баумейстер, потому что он не только интеллектуал каких поискать, он ещё и обладатель особого дара — рассказывать плавно, неспешно, но при этом увлекательно. Я сам иногда говорю чуть быстрее чем хотелось бы, поэтому от Андрея я напитываюсь размеренностью и неспешностью настоящего философа.

Габриэль "Флаффи" Иглесиас, потому что в отличие многих комиков, он никогда не оскорбляет свою аудиторию. В стэндапе часто принято высмеивать кого-то в зале, получается все смеются над кем-то одним. Флаффи никогда так не делает. Он в основном смеётся над собой, над своими друзьями, над своей семьёй, но зрители в зале для него — "священная корова", зрители для него это лучшие люди на земле. Я от него напитываюсь любовью к людям и вообще спокойным и весёлым отношением ко всему, что может пойти не так во время презентации.

Тревор Ноа, потому что он как Флаффи, только более стройный и более умный. И вообще он классический self made man, который прилетел в США из ЮАР и сделал головокружительную карьеру за очень короткий срок. Может быть потому что он талантливый? Наверное от него я напитываюсь именно этим — талантливостью!

Практический вывод: накануне своего выступления посмотрите выступления тех, чья манера вам нравится, чтобы помочь себе выбрать правильный тон на предстоящую презентацию.


Массаж при любых раскладах

Сколько бы опыта не было у человека за плечами, выступать с презентацией это всегда стресс. Когда вы выходите на сцену, в лицо вам светят яркие лампы, а в руках микрофон, ваши шансы облажаться возрастают в разы. А это значит стресс и противные гормоны адреналин и кортизол…

Как с этим справляюсь я? Во-первых, я честно делаю всю необходимую подготовительную работу на протяжении нескольких недель до выступления. Если потом выяснится, что можно было бы и лучше, моя совесть чиста, я просто пока не знал как это сделать. Во-вторых, я ставлю себе массаж после выступления. Получается, если я выступлю хорошо — это будет награда, если провалюсь — компенсация. Win-win.

Во время массажа выделяется гормон окситоцин, а гормоны стресса уходят. Предвкушение положительных эмоций в будущем заставляет выделяться дофамин, и это ещё больше приводит в норму моё психосоматическое состояние! Выступая на сцене, я знаю, чтобы ни произошло во время презентации, после после неё — массаж.

Практический вывод: раньше я часто рекомендовал своим клиентам ходить на массаж накануне выступления, теперь буду настоятельно рекомендовать планировать спа-процедуры сразу после — это даёт более сильный положительный эффект. Массаж, кстати можно заменить на баню или флоатинг. 


Обратная связь

После выступления я остался у сцены, чтобы уделить время всем, кто хотел что-то сказать или спросить. Спрашивать напрямую «Ну как вам?» не очень профессионально, но если внимательно слушать и смотреть, то будет видно, как зал воспринял материал.

После моего выступления ко мне подошёл один из слушателей и сказал:

— Вы затянули лекцию на 10 минут.

— Что правда? Блин…

— Но никто из студентов не ушёл из аудитории.

— Эмм… да.

— Если бы им было неинтересно, они бы ушли ещё минут 15 назад.

Практический вывод: продолжайте смотреть и слушать, уже после того как ваше выступление закончилось.

 

Сейчас, когда всё позади, я чувствую большое облегчение, потому что наконец можно расслабиться и перестать думать о студентах БФУ и этом выступлении. Если интересно, слайды можете посмотреть тут.


Если вы сейчас готовитесь к выстулению с презентацией, надеюсь мой алгоритм вам поможет выступить так, чтобы это принесло пользу вашей аудитории, а вам — удовольствие. И помните, массаж нужно запланировать не накануне выступления, а сразу после. )