1-й уровень стандарта презентаций

На каждом своём тренинге я спрашиваю участников: «Что такое презентация на 10 из 10?» И каждый раз с каждой новой группой мы вместе исследуем этот вопрос. В результате получается большая доска или лист флип-чарта исписанный самыми разными характеристиками и определениями. Какие-то вещи универсальны и их называют все без исключения, какие-то критерии специфичны и работают только для какой-то конкретной отрасли, компании или даже отдельного департамента.

Но какое-то время назад мы вместе с коллегами по презентационному делу решили собрать всю накопленную нами экспертизу в простой и понятный «Стандарт презентаций», который участники наших тренингов могли бы использовать для оценки своих презентаций уже без нас.

Итак, ниже вы найдете 1-й уровень стандарта презентаций над созданием которого работали: Алексей Бурба, Виталий Градобоев, Глеб Шулишов, Алексей Каптерев и Андрей Скворцов.


Сценарий

1. Конкретная поведенческая цель

Презентация должна предлагать аудитории совершить какие-то конкретные действия, шаги, направленные на улучшение существующего положения дел в ее интересах. Эти предложения могут быть явными или подразумеваемыми.

Вопрос: «Понятно ли, что хочет от вас выступающий и совпадает ли это с вашими интересами?»

2. Конфликт (Проблема)

Презентация должна содержать не только позитивную мотивацию (цель), но негативную (проблема).

По сути, презентация должна быть построена на конфликте между целью, тезисом и проблемой, антитезисом. Например, если тезис «Давайте установим новое ПО», то антитезисом может быть «Давайте не будем ничего устанавливать, и так все хорошо». Презентация, таким образом должна рассматривать не только причины, по которым мы должны установить ПО, но и причины, по которым ПО нельзя не устанавливать.

Вопрос: «Понятно ли вам, в чем проблема?»

3. Новизна

Презентация должна содержать существенную, новую информацию для аудитории.

Вопрос: «Узнали ли вы что-то важное, новое для себя?»

4. Конкретика

Презентация должна быть рассказана конкретным, понятным, живым языком, с примерами, иллюстрациями. Презентация не должна состоять по большей части из общих слов («мы очень клиентоориентированы»), канцелярита («развитие движения за углубление сотрудничества»), сложной отраслевой терминологии.

Вопрос: «Содержала ли презентация достаточное количество конкретики? Не было ли избытка непонятных слов?»

5. Резюме

Для презентации длиннее 5 минут может потребоваться резюме. Чем больше продолжительность презентации — тем больше потребность в резюме. В презентациях продолжительностью от получаса могут потребоваться несколько промежуточных резюме.

Вопрос: «Содержала ли презентация резюме?»


Дизайн

1. Оптимальное количество информации

— Количеству людей 

— Размеру экрана

— Экспертности людей

Вопросы:

  1. «Было ли людям удобно воспринимать эти слайды?»
  2. «Были ли раздатки?»

2. Визуальная иерархия

— Фокус

— Контраст

Вопросы:

  1. «Есть ли на слайде четкая фокусная точка входа?»
  2. «Можно ли сразу и однозначно определить, что главное, а что второстепенно на слайде по визуальным свойствам: цвет, размер, форма и т.д?»

3. Простейшая сетка

— 3х3

— баланс модуля

Вопросы:

  1. «Выдержан ли баланс прямоугольного модуля на слайдах?»
  2. «Ключевые объекты находятся в точках или на линиях простейшей сетки 3х3?»
  3. «Объекты выровнены по сетке?»

4. Фирменный стиль соблюдается

— шрифты — цвета

— логотип

Вопрос: «Соблюдается ли фирменный стиль на слайдах?»

5. Иллюстрация (правильно выбранная)

Фото

— Чистые, хорошего качества 

— Совпадают по смыслу

Схемы

— Достаточно простые 

— Процесса, а не модели

Визуализация данных

— Без лишнего

— Правильный тип диаграммы 

— Очевидный вывод

Иконки

— В одном стиле

— Совпадают по смыслу


Подача

1. Визуальный контакт

Спикер поддерживает визуальный контакт для получения мгновенной обратной связи от аудитории. Совсем не читает текст со слайдов или читает, не разрывая контакта.

2. Конгруэнтность

То, что спикер говорит, согласуется с тем, что он чувствует.

Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь, ситуации, когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т.п.

3. Тайминг

Спикер укладывается в отведенное на презентацию время.

4. Хорошая артикуляция и дикция

Внятная, разборчивая речь.

— Отсутствие вялой артикуляции: зажимов в мышцах языка, губ и челюсти.

— Отсутствие искажения звуков: картавость и шепелявость

— Отсутствие выпадания и замены звуков

— Хорошее дыхание

5. Кликер

Вопрос: «Использует ли спикер кликер для переключения слайдов?»

Допустимо выступление без кликера, если формат выступления предполагает нахождение спикера за кафедрой.


Дизайн картинки к этому посту: Алексей Бурба