Книга Брайана Трейси «Убеждение»: смесь очевидных вещей, откровенной чепухи и крупиц золота

Сегодня ночью мне приснилось, как будто где-то далеко от Москвы, в каком-то небольшом городке ночью я подвозил на своей машине Брайана Трейси. 

Ночь, фонари не горят, на улице темнота, валит мокрый снег, кругом грязь и слякоть, машина из-за грязи похожа на бронетранспортер, и только участки расчищенные «дворниками» как бойницы позволяют хотя бы частично увидеть, что снаружи. И тут пассажирская дверь открывается и ко мне подсаживается седоволосый джентельмен: прямая осанка, англосаксонский профиль, белозубая улыбка, костюм с иголочки и стильный красный галстук — это Брайан Трейси... Дело в том, что всю предыдущую неделю я читал его книгу «Убеждение», которая недавно вышла на русском языке, благодаря издательству «МИФ».

Книга оставила неоднозначное впечатление. Достаточно часто у меня загоралась лампочка «бред-детектора»: многие советы казались неподходящими для нашей российской действительности, а некоторые и вовсе бредом. В целом содержание книги представляет собой гремучую смесь очевидных вещей, откровенной чепухи и крупиц золота, вот об этих крупицах и пойдет речь в этом обзоре.


Золотая крупица № 1: «Делайте паузы»

Сила тишины, паузы, пустого пространства в целом, мне кажется, недооценены в нашем обществе. Только ленивый не говорил о том, как важно во время выступления с презентацией иногда использовать тишину, а не тараторить как пулемёт. Но одно дело знать об этом, и совсем другое — использовать.


Золотая крупица № 2: «Перестаньте думать о себе»

Большинство докладчиков слишком переживают о себе любимом, но у такого подхода есть два негативных последствия. Во-первых, это порождает самые разные страхи: страх сцены, страх провала, страх выступать первым или последним и всё в таком роде. Во-вторых, это превращает ваше выступление в «презентацию себя» или в «презентацию для себя». Перед выступлением вспомните, что вы здесь для аудитории, а не она для вас, и тогда, возможно, страх отступит, и получится рассказать свою историю на языке понятном людям в зале.


Золотая крупица № 3: «Всё что не помогает — мешает»

Это касается и внешнего вида, и содержания презентации, и слайдов. Проведите аудит и удалите всё, что не продвигает вас к цели презентации. Презентация — это искусство выкидывать.


Золотая крупица № 4: «Начинайте вовремя»

По моему личному опыту, слишком часто организаторы мероприятий, встреч, тренингов и конференций чересчур лояльны к опаздывающим. Да, можно списать это на пробки, большие расстояния или загруженность графика, но на самом деле это простая неорганизованность. И ведь всегда есть те, кто несмотря на пробки, расстояния и плотный график пришли вовремя, с уважением к этим людям — начинайте вовремя.


Золотая крупица № 5: «Чем меньше людей в зале, тем больше диалога»

Презентация презентации рознь. Выступать на конференции перед залом в 400 человек или выступать в переговорке, где за одним столом в полуметре от вас сидят 3-4 человека — это две разные презентации. В первом случае это больше выступление, во втором — разговор.


Золотая крупица № 6: «Никогда не полагайтесь на то, что кто-то другой позаботится об обеспечении идеальных условий для вашего выступления»

Звук, свет и температура в помещении — это ваша ответственность. Когда вы выступаете с презентацией, всегда есть кто-то, кто отвечает за техническую часть. Кто-то расставил стулья в помещении, кто-то поставил проектор, а кто-то включил или забыл включить кондиционер. Может быть это один и тот же человек, а может быть их целая команда, но помните, если они допустят ошибку, расплачиваться придется вам, а не им. Именно поэтому Брайан Трейси с легким привкусом паранойи проверяет всё лично. И нам советует.


Золотая крупица № 7: «У вас всегда есть выбор: вы можете быть убедительными и влиятельными, а можете быть послушными и пассивными. Вы можете сделать так, чтобы люди сотрудничали с вами, а можете соглашаться с другими и работать на них. Выбор — за вами»

Когда на своих тренингах я предлагаю людям открыто обсуждать проблемы аудитории и представлять реальные решения, некоторые участники со страхом в глазах говорят, что у них в компании «так не принято». Или говорят что-то вроде «я бы и хотел, но...» Думаю, комментарии тут излишни, выбор всегда остается за вами.


В книге Брайна Трейси «Убеждение» есть и другие ценные идеи, равно как и совсем странные рекомендации типа:

— начинать своё выступление фразой: «Спасибо, что пришли. Могу пообещать: вам понравится то, что я собираюсь рассказать»;

— или предлагать аудитории вещи вроде: «Расскажите человеку, сидящему рядом с вами какие знания вы хотели бы получить на этом семинаре»;

— на переговорах «вы можете выражать согласие, даже если не разделяете чьей-то точки зрения»;

Я бы рекомендовал эту книгу тем, кто выступает часто, например, несколько раз в месяц, среди этого вороха американизмов вы точно найдете тонкие детали, которые вам пригодятся. Я читал эту книгу с маркером в руке и кое-что утащил к себе в копилку. 

Если же вы выступаете изредка, то «Убеждение» скорее введет вас в заблуждение. Вам бы я рекомендовал начинать с «Мастерство презентации» Алексея Каптерева, а для работы над слайдами «Презентации в стиле дзен» Гарра Рейнолдса.