Основы убеждений. Рецензия

преза основа убеждений.001

Друзья, я в замешательстве! Сейчас объясню, в чем дело…


Я давно с белой завистью наблюдал, как кому-то другому издательство «Манн, Иванов и Фербер» присылало книги, чтобы этот кто-то прочитал и написал рецензию. Но вот, о счастье, дошла очередь и до меня!

В декабре 2013 в первый день моего отпуска я получил от «МИФ» целых три книги, и не просто какие-нибудь книги, а именно те, которые касаются моей жизни, моего бизнеса и вообще всего того, чем я занимаюсь, пока не сплю.



Это были:

BasisOfOpinion_изд1_3d340

«Основа убеждений» Тома Асакера

ot_slidov_k_istoriyam_3d_340

«От слайдов к историям» Мартина Сайкса, Никласа Малика и Марка Веста

net_otboya_ot_clientov_340

«Нет отбоя от клиентов» Майкла Порта

Три книги за 30 дней отпуска? Легко!
И я действительно прочитал три книги… Но не совсем эти.

За свой отпуск я прочитал:

China_3D_340

«Китайское исследование» Колина Кэмпбелла

BasisOfOpinion_изд1_3d340

«Основа убеждений» Тома Асакера

gv_jabjabjab_vaynerchuk_rt

«Jab, Jab, Jab, Right Hook: How to Tell Your Story in a Noisy Social World» by Gary Vaynerchuk (у этой я название оставил на английском, потому что я и читал ее в оригинале)«Нет отбоя от клиентов» меня заинтересовала сразу, тем более, что буквально за несколько дней до этого мне ее порекомендовали, поэтому я решил отложить ее «на сладкое».«От слайдов к историям» уже получила не самую лестную оценку отколлеги, а мне не хотелось бы, чтобы моя первая рецензия на книгу издательства «МИФ» была негативной.

Методом исключения мой выбор пал на «Основу убеждений», но дело в том, что когда я получил эти книги, я уже был в процессе чтения «Китайского исследования». И судя по всему, эта самая крутая, взвешанная, аргументированная, обстоятельная, здравая, логичная, внимательная к деталям, увлекательная, наглядная, понятная, убедительная книга о питании, которую я когда-либо читал, испортила все впечатление от «Основы убеждений».

Да, все так, и в замешательстве я как раз потому, что как бы мне не хотелось избежать негативного обзора первой книги полученной от «МИФ» - обзор будет не на пять звезд точно.

На фоне «Китайского исследования» «Основа убеждений» показалась мне очень поверхностной, непрактичной и немного высосанной из пальца книгой. Честно? Я не знаю, что могло заинтересовать редакторов «МИФ» в этой книге… Ребята, ну, серьезно!

Я прочитал эту книгу полтора раза! То есть я прочитал ее от начала до конца один раз, делая по ходу дела пометки и выделяя интересные места (да, там есть пару интересных мест), а потом прочитал ее еще раз те места, которые я для себя выделял. Я не понял две вещи:
1. Зачем Том Асакер ее написал?
2. Для чего в «МИФ» ее перевели и издали эту книгу?

Сначала я подумал, что все дело в переводе. Действительно, некоторые книги сильно теряют после того, как их переводят на русский. Но не эта книга. Я не поленился, зашел на Амазон и прочитал несколько первых страниц в оригинале. С переводом все в порядке! Более того, книга получила достаточно хорошие отзывына Амазоне: 4.4 из 5.

«Единицу» поставили только три человека из 95 оценивших, и с моим мнением совпадает именно такой комментарий:
Although the title sounds great, it is a total waste of time. It has been slapped together and does not explain the "how" as it purports to in the title.

Перевод: «Несмотря на то, что у книги офигенный заголовок, она больше похоже на сборище мыслей сваленных в кучу и не отвечает на вопрос «как», заявленный в заголовке».Pasted Graphic
Я не поленился второй раз и зашел на сайт Тома Асакера, чтобы узнать об авторе чуть больше. И что я вижу? Три положительных отзыва о книге:

  • один от Тома Питерса, еще одного любителя писать книги ни о чем, по крайней мере, именно так я воспринял его книгу«Преврати себя в бренд»;
  • один от журнала Inc.;
  • и один положительный отзыв от Сета Година.


Сет, ты это серьезно? Я очень хотел бы узнать, что такого ты увидел для себя в этом тексте?Pasted Graphic 1
Самая главная проблема в том, что в книге так и нет внятного ответа на вопрос: «Как лучшие в мире маркетологи, дизайнеры, продавцы, тренеры, учителя, предприниматели
и лидеры заставляют нас поверить в свои идеи?» Есть некоторые размышления на эту тему, но не более того.

Возможно, я был бы не так строг, если бы эта книга не застряла как котлета в гамбургере между «Китайским исследованием» и «Jab, Jab, Jab, Right Hook» - а это первоклассные книги! Сейчас пару слов о каждой из них, а потом, все-таки что хорошего и полезного можно узнать из «Основы убеждений».

Да, это, судя по всему, получится длинный пост, и поэтому первому, кто дочитает до конца - достанется за это «медаль».

«Китайское исследование» - это книга написанная ученным, поэтому в ней нет ни одного голословного утверждения. Автор приводит бронебойные доводы в пользу вегетарианства, которые не сможет опровергнуть ни один любитель «старого доброго стейка». Это толстая книжка на 528 страниц, в которой доктор Кэмпбелл, сам выросший на ферме, не оставляет камня на камне от устоявшегося стереотипа о пользе мяса, молока и яиц. Если вы отдаете себе отчет, что важно не столько сколько лет вы проживете, а сколько лет вы проживете здоровым, то я более чем настоятельно рекомендую вам прочитать эту книгу. Я уже заказал с доставкой по одному экземпляру для своего отца и для своего тестя.«Jab, Jab, Jab, Right Hook» - это настольное руководство для каждого, кто занимается продвижением хоть чего-то в социальных сетях. Гарри подробно разбирает теорию и практику сторителлинга на каждой из существующих сегодня платформ, достойных упоминания: Facebook, Twitter, Pinterest, Instagram, Tumblr, LinkedIn и Google+. Оооочень жаль, что автор никогда не слышал о ВКонтакте, потому что я бы хотел получить от него точно такие же практические советы и для этой соцсети.

Ну, а теперь вернемся к «Основам убеждения».

Текст этой книги наполовину состоит из цитат других великих людей, а начинается эта карусель «прямой речи» со слов Будды: «Не верьте ничему, независимо от того, где вы это прочитали или кто это сказал, даже если это сказал я, если это не согласуется с вашим собственным рассудком и вашим собственным здравым смыслом.» Окей, что дальше?

Немного размышлений и еще одна цитата.

Католический священник Энтони де Мелло: «Людей и весь мир мы видим не такими, какие они есть, а такими, каковы мы сами».

Еще немного текста и снова цитата.

Джон Кеннеди: «Мы оцениваем все факты на основе существующего набора интерпретаций. Нам гораздо удобнее и приятнее воспользоваться готовым мнением, а не пытаться составить собственное. Мифы преследуют нас всю жизнь».

Далее умозаключение автора: «Пищеварительный тракт привлекает наше внимание и управляет нашим поведением в большей степени, чем разум.»

Может быть, я и не обратил бы на это внимание, если бы ни «Китайское исследование», в котором автор, прежде чем заявить что-то подобное, на 30 страницах подробно разбирает как он сам или его коллеги пришли к такому выводу. Где проходило это исследование, каким оборудованием они пользовались и насколько репрезентативной была их выборка. Более того, Колин Кэмпбэлл объяснил бы как это связано с тем, что мы уже знаем, и как мы можем практически применять это знание.

Но Том Асакер лишь упоминает о том, что «видя тучу, мы догадываемся, что скоро начнется гроза» и все, эта глава закончилась!

В следующей главе Асакер сообщает, что «мы мыслим историями»… Есть еще хоть один блоггер, маркетолог или коуч, который об этом не написал?

К сожалению, книга переполнена текстом, типа такого:

«Эффективный лидер знает, что в деле изменения чьих-либо убеждений сложнее всего сделать первый шаг — представить себе их точку зрения, понять и принять их желания и мировоззрение. Если он этого добьется, то дальше все сложится само собой.»

Или вот еще:

«Профессиональные продавцы знают, когда информацию нужно распространить, а когда лучше придержать; когда встать в полный рост, а когда залечь и не шевелиться. Опытные маркетологи точно знают время и место, подходящие для общения с потенциальными клиентами и рекламы продуктов. Лучшие дизайнеры отлично знают, какие сигналы посылать своей аудитории и в какой момент. А опытные преподаватели, тренеры и менеджеры знают, когда похвалить своих подо- печных, а когда покритиковать.»

Блин! И что? Ну, реально, и что дальше-то?

И все-таки пять интересных моментов в этой книге было…

Вот они:1.Про свастику. Слово составлено из нескольких частей, которые на санскрите означают «добро» и «жить». Общий смысл — «благосостояние» или «благополучие». Свастика — символ удачи. Но в 1920 году он был принят в качестве символа нацистской партии Германии. И теперь при слове «свастика» в мозгу возникают мысли об ужасах войны. Не то чтобы я никогда не слышал об этом, но было здорово вспомнить о том, насколько важен брендинг.2. Про эксперимент по подчинению, который провел Стэнли Милгрэм, в результате которого стало ясно, что если мы говорим людям, что они должны что-то сделать и у них просто нет другого выбора, и что им все равно придется это сделать, то отказы выполнить требуемое действие доходят до 100%. Я на все такие вещи всегда смотрю через призму презентаций, и для меня вывод такой: Никогда в презентации не говори людям, что у них нет выбора или что им «все равно придется». Мелочь, а может пригодиться.3.Про буркини. Буркини - это купальники для мусульманок. Не знал, пришлось загуглить, теперь знаю.4.Про Викрама Ганди. Если бы я покупал эту книгу за деньги, то именно благодаря упоминанию этого чувака, я бы посчитал, что не потратил их зря. Весть о фильме Kumare пока не докатилась до рунета, поэтому судя по всему книга «Основы убеждений» сейчас является одним из немногих мест, где упоминается этот проект.

Дело в том, что Викрам Ганди и есть тот самый человек, который на самом деле проверил на прочность основы убеждений многих и многих людей. Ганди решил снять документальный фильм о йоге в США, т.к. хотел рассказать миру об обмане и поддельных «гуру». Он решил сам стать «гуру», набрать настоящих последователей, снять об этом фильм и в конце раскрыть обман. Он отрастил бороду, стал говорить с индийским акцентом, даже сделал себесайт. Он придумал ритуалы и символы. Потом завернулся в желто-оранжевые одеяния, надел сандалии и отправился в Аризону. И у него все получилось! Я пока только посмотрел его выступление на Wired 2012, где он рассказывает о своем опыте, но я обязательно посмотрю его фильм Kumare в самое ближайшее время. Потому что это действительно интересно!5. Про позитивные билеты. Глава полиции в Канаде - Уорд Клэпхэм - вместо того, чтобы наказывать плохих подростков, приказал поощрять хороших. А именно, за хорошие дела выдавать им некие «позитивные билеты», которые они могли потом обменять на обед или билет в кино. Преступность резко снизилась. Хозяйке на заметку - это же практический кейс по игрофикации.

Еще цитаты из этой книги.

Генри Янгмэн: «Когда я прочел о вреде алкоголизма, то бросил читать».

Конрад Аденауэр подметил: «Мы все живем под одним небом, но горизонты у всех разные».

Джон Куинси Адамс: «Если ваши действия вдохновляют других мечтать о большем, учиться большему, делать больше и становиться лучше, значит вы лидер».

Маршалл Маклюэн: «Опыт в большей степени влияет на наше поведение, нежели по- нимание».

А между 147-ой и 148-ой автор наконец-то честно признается: «Эту идею сложно описать словами. Это все равно что пытаться описать запутанную и длинную фантазию, которая образует сюжет оскароносного фильма. Это невозможно. И в описании не получится отобразить главную составляющую этого опыта — эмоциональную правду.»

Заканчивается книга тоже цитатой.
Джон Толкиен написал: «Одна мечта намного сильнее тысячи реальностей».
А дальше автор добавляет уже от себя: «Реальность — для слабаков».

Что за хрень? Я ничего не понял!

Пойду лучше читать «От слайдов к историям» - это все-таки ближе к моей профессиональной деятельности. Рассчитываю, что эта книга будет намного полезнее. Как минимум, обложка у нее гораздо круче, чем у «Основы убеждений».

Ну, а обещанная медаль для тех, кто дочитал до этого места, будет такой: автор первого комментария получит книгу «Основы убеждений» в подарок.

Я знаю, это звучит странно после всего того, что я написал об этой книге, но ведь это всего лишь мое частное мнение. А более 60% оставивших свои отзывы на амазоне поставили книге «пятерку»!

12.01.2014-20.54.00
Может и вы в ней что-то найдете, чего я не заметил. А мы потом еще это и обсудим!
Буду рад, если вы напишите в комментариях, какие книги вы прочитали на этих праздниках!