Презентация Павла Дурова. Каждому бы такой «первый раз»!

2013.11.01-01.52.35

Мне никогда особенно не нравился интерфейс ВКонтакте, да и Павла Дурова, я всегда воспринимал, как человека, просто скопировавшего Facebook. Но в последнее время я как-то пару раз слышал репортажи о нем на Бизнес-FM, которое я слушаю в московских пробках, а потом еще попались на глаза несколько статей на Hopes&Fears. И я увидел, что он намного круче, чем мне могло показаться когда-то.

Одно к другому, и мне в этом бесконечном потоке информации, который валится в наши дни на всех нас, «выплывает» видео с презентацией Павла Дурова на конференции DLD. Это была настолько «ни фига себе какая классная» презентация, что даже, несмотря на то, что состоялась она почти полтора года назад, я решил посвятить ей свой сегодняшний пост.

Разбирая эту презентацию по косточкам, начну со скелета, а он у презентации был практический идеальным.

0:00 - 2:40 - Вступление
2:40 - 8:00 - Проблема
8:00 - 10:34 - Решение
10:34 - 12:14 - Заключение

2013.11.01-02.04.52

Вступление.

В своем вступлении Павел очень четко отвечает на самый главный вопрос, который рождается в голове каждого зрителя в зале, когда кто-то выходит на сцену с презентацией: «Кто это передо мной и почему я вообще должен его слушать?»«Пять лет назад я создал сайт, ставший крупнейшей социальной сетью России, Украины и некоторых других стран. Сейчас компания называется VK, и это крупнейшая социальная сеть в России и СНГ по оценкам comScore. Как вы видите, мы одна из причин, которая тормозит развитие Facebook в России.»

durov1

Мне кажется, этого уже достаточно для того, чтобы вас начали слушать. Если отбросить тот факт, что Дуров зачем-то одевается как Нео из Матрицы, во всем остальном - он нереально крут. И тут (да простят меня служители культа) он мне очень напомнил Стива Джобса.

Только ленивый не упомянул Стива Джобса в разговоре про классные презентации. Кармин Галло даже целую книжку написал про то как можно на примере Стива Джобса научиться эти классные презентации делать. Но все как будто забыли, что у Стива Джобса… БЫЛО ЧТО РАССКАЗАТЬ МИРУ! Каждый раз он выходил со своей классной презентацией, чтобы представить нам что-то, что мы никогда до этого не видели, знать не знали, ведать не ведали, а он «это самое» вот уже несколько лет как создавал и теперь вышел «это» показать.

Визуальный контакт? Шутка? История «пока я ехал к вам сюда?» Вопрос в зал?

ЭТО ВСЕ ПРОСТО ЧУШЬ!

На вопрос: «Как начать презентацию так, чтобы завладеть вниманием слушателей?»

Мой ответ: «Делайте крутые вещи в жизни - и вы получите их внимание!»durov4
Я знаю, многих, возможно даже слишком многих, кого этот ответ не устроит. Я так и вижу эти лица, которые говорят мне: «Ну, Глеб, это несерьезно… Ты же должен понимать, что не может же каждый создавать инновационные гаджеты или популярные сайты, а презентации нам делать приходится» Но это все отмазки! Это отмазки толстых девушек, которые вместо того, чтобы заниматься спортом, покупают антицеллюлитный крем. А все потому, что втирать в ляжки крем легко и даже приятно, а когда регулярно занимаешься спортом, то приходится прилагать усилия, уставать и много потеть. И не один или два раза, а постоянно.

36569852
Павел Дуров - это «спортсмен», который работает над качеством своего продукта постоянно, и поэтому ему есть, что про себя сказать в одном предложении так, чтобы завладеть вниманием аудитории честно, без всяких ораторских приемчиков.

Поэтому, Урок №1 от Павла Дурова «Как правильно начинать презентации»: просто расскажите в одном предложении о результате своей деятельности за последние 5 лет. Если вы все эти годы делали все правильно - это сработает.


Представившись, он переходит собственно к проблеме, и тут пару слов про дизайн. Когда Дуров говорил о себе, слайды были одного цвета - цвета ВКонтакте, когда перешел к сути выступления, слайды стали в сереньком стиле «Википедии». Мне нравится этот прием, и я сам им часто пользуюсь. Когда вы выбираете шаблон и делаете всю презентацию в одном стиле, слушателям бывает тяжело проследить вашу логику, одним цветом слайдов тут задача не решается, но сделать каждый блок презентации в своем цвете или в своем оттенке одного и того же цвета - это хорошая мысль. Людям в зале будет понятно, что про вот это вы рассказали, а теперь рассказываете про что-то другое. Более того, им будет не просто понятно, им будет это видно: цвет изменился. durov5

Поэтому, Урок №2 от Павла Дурова «Как правильно оформлять презентации»: выберите отдельный цвет (или разные оттенки одного цвета) для каждого блока вашей презентации и людям будет проще проследить логику вашего повествования.

Проблема.

Далее Павел вводит некую ось координат, с одной стороны которой располагаются сайты содержащие информацию, а с другой - сайты, предоставляющие возможность общаться. После чего он переходит к проблеме.durov6
Собственно проблема сегодняшнего интернета, по мнению Павла Дурова, - это жадность. Появляется новая ось координат: от альтруизма к жадности. И тут он вводит отрицательного героя - classmates.com - которые были популярными когда-то, но потом стали жадными, начали брать плату за сообщения и сейчас находятся в глубочайшем упадке. 

2013.11.01-02.22.47Решение.

Обе оси соединяются, образуется логичная, понятная и наглядная система координат, на которой видно, что Википедия - это максимально информативный и при этом альтруистичный сайт в интернете. Кстати, Википедия здесь выступает в качестве положительного героя, который противопоставляется не только жадным classmates.com, но и пустозвону ICQ. )Wiki_Altruism

Отсюда Урок №3 от Павла Дурова «Как делать понятные презентации»: прежде чем перейти к сути вопроса, введите некую систему координат, объясните контекст, покажите на контрасте, кто плохой, а кто хороший, и тогда вашу идею будет проще понять.



Решением проблемы жадности и пустого трепа в интернете является Википедия, которую Дуров назвал «Глобальным мозгом», и лучшей на сегодняшний день из всех наших попыток свести воедино все знания человечества.2013.11.01-02.21.44
И потом наступает кульминация: Павел Дуров объявляет о своем намерении пожертвовать Википедии 1 миллион долларов.

2013.11.01-02.23.57

Итак, Урок №4 от Павла Дурова «Как делать классные презентации»: в конце выступления объявите о том, что собираетесь потратить миллион долларов, и люди будут вам аплодировать. Да, конечно, я помню - у вас нет лишнего миллиона долларов, но это не значит, что у вас нет своего «козыря в рукаве», какой-то информации, какого-то факта, какого-то сюрприза, который заставил бы вашу аудиторию раскрыть рты от удивления.

Заключение.

Как и любой другой человек дела, а Дуров именно таким и является, в этом я не сомневаюсь, он не заканчивает свою презентацию слайдом «спасибо за внимание», нет. У него есть призыв к действию - call to action: «Сегодня здесь присутствует множество успешных людей, которые могут помочь Википедии намного больше. Вчера мы говорили об образовательной системе, Википедия может сделать для нее очень много. Она может образовывать еще больше людей во всем мире. Я не думаю, что чудо произойдет прямо сейчас, когда Википедия возьмет эти гранты, но ситуация будет улучшаться. Здесь я призываю поддерживать Википедию больше, чем мы делали это раньше. Спасибо.»

Урок №5 от Павла Дурова «Чем заканчивать классные презентации»: всегда призывайте к действию, ведь любая даже самая маленькая презентация - это ваша личная возможность изменить мир к лучшему.


В качестве ремарки отмечу, что Дуров дважды упомянул своего «друга и партнера Юрия Мильнера», что не могло не вызвать улыбку: уж слишком сильно здесь чувствовался бизнес. А так же и то, что, как сообщил сам Дуров, это было его первое выступление на конференции, потому что раньше он просто не видел в этом смысла.

Каждому бы такой «первый раз»! Держался он так уверено, говорил ровно, без всяких там слов-паразитов, что есть подозрение, что, может быть, именно на конференции это был первый раз, но перед аудиторией он точно не впервые. Тем более, что естьподтверждающие этот факт фото:

IMG_0514

В заключение скажу то, что из раза в раз говорю на своих тренингах, мастер-классах и вебинарах: и у Стива Джобса, и у Павла Дуров классные презентации, потому что им есть что сказать! И то, что они хотят донести через свою презентацию, настолько для них важно, что они прилагают усилия для того чтобы люди их поняли, запомнили и, возможно, сделали то, к чему они призывают!