Презентация на арене со львами

Вопрос читательницы:

"Ситуация: Вам нужно выступать перед толпой коллег, которые однозначно считают Вас «бесполезным». Они – матерые «программисты», обляпанные с ног до головы тестостероном (при чем не все мужского пола), а Вы – девочка с дипломом. 

Цель выхода на арену со львами – показать, что, кроме «инфостиля» в выступлении, есть место и шуткам, и интерактиву с аудиторией, и даже – «началась гомеопатия!» - психогеографии группы (матерые программисты обучают будущих матерых программистов. 

Стратегическая задача - повысить качество подаваемого ими материала, чтобы уменьшить процент сбежавших недопрограммистов после первого акта).

У меня пока одно решение: я планирую включить в презентацию просмотр выступления с TED – наглядная демонстрация того, как уместны шутки и «картинки», и вопросы в аудиторию при подаче действительно сложных материалов (по IT-теме, или по квантовой физике и т.д.).

Могли бы Вы посоветовать что-нибудь по построению презентации в данной ситуации?"


Ответ:

На мой взгляд, основной вызов, который заложен в этой ситуации состоит не в том, «что им показать?», а в том, «как заслужить их доверие?». 

В презентации могут быть замечательные примеры с конференции TED или с других каких-либо мероприятий, можно провести с ними разбор-анализ выступлений с юмором и без. Можно, наконец, найти результаты исследований, подтверждающих, что сухая информация без эмоций практически никак не влияет на аудиторию. Но это всё будет вода в песок.

"Ребенок может учиться, только когда ему интересно. Если интереса нет, то это все равно, что кидать ему еду в голову и считать, что он поел». Катрина Гутлибен.

Это относится не только к детям, это справедливо для любой аудитории вообще. Просто закидать аудиторию «полезной» информацией — недостаточно. Важно с первых минут, с первых секунд, с первого вдоха, когда вы появляетесь в их поле зрения, начать зарабатывать баллы доверия на их внутреннем счёте. Потому что вслед за доверием придёт интерес, а это как раз то что вам нужно!

Каждый раз, когда на сцене возникает спикер, аудитория хочет знать стоит ли прислушиваться к этому человеку и насколько тема выступления касается их лично. Что она им даст?

Судя по описанию, ваша задача вдохновить их выступать более интересно, более вдохновляюще, то есть, простите за тавтологию, вдохновить вдохновлять. При этом, как вы сами пишете, они видят в вас «девочку с дипломом» (кто это такая вообще?), которая будет сейчас их «матёрых программистов» учить шутки шутить (зачем им это?).

Что же можно сделать в такой ситуации?

Реальный пример. Вместе со своими друзьями Кассандра Лин организовала проект по переработке использованного растительного масла в биотопливо, которое потом передавалось малообеспеченным семьям, чтобы те могли обогревать свои дома. Проект крутой во всех смыслах: экология, социальная ответственность, экономическая привлекательность. Конечно, им заинтересовались многие, и Кассандру начали приглашать на конференции. Но был маленький нюанс… на тот момент ей было 12 лет и она училась в седьмом классе. Это вам не «девочка с дипломом», а самая настоящая школьница ростом метр с кепкой!

Посмотрите внимательно как она начинает своё выступление.

Я нашёл только выступление на английском без перевода на русский язык, поэтому, на всякий случай поясню, о чём там речь. 

Кассандра сразу признаёт все стереотипы, какие только могут возникнуть у аудитории (возраст 30-50 лет), глядя на неё. Буквально, она говорит следующее:

— Привет, я Кассандра. И я уверена, многие из вас думают «что эта семиклашка делает на сцене?», или «ну, лааадно… этот 12-летний ребёнок нам сейчас поведает историю…». Но я здесь потому что у меня есть история, которую, я верю, можно назвать уникальной. И я надеюсь, что она и вас вдохновит совершить что-то бóльшее».

Смелость посмеяться над собой, озвучить вслух все сомнения аудитории и та уверенность, с которой она, несмотря на её возраст, держится на сцене, очень чётко дают аудитории понять — это такая девочка, которую стоит послушать сейчас.

Если кто-то из аудитории указывает на ваши слабые стороны, это вынуждает оправдываться. Если же вы сами начинаете об этом говорить, возникает возможность превратить недостатки в достоинства, то есть стать для них тем, к чьим словам стоит прислушаться.

При подготовке своей презентации очень рекомендую использовать подход описанный в книге «Минуту внимания», это достаточно подробная и толковая инструкция. Мне она настолько понравилась, что я даже на неё рецензию написал.

Ну а если времени на толстые и подробные книжки нет, то есть хорошие новости: четыре года назад я написал небольшое руководство по подготовке к выступлению — «Скелет презентации». Там всего 39 страниц, попробуйте применить предлагаемую там методику, возможно, это поможет сделать ваше выступление более убедительным. Скачать можно тут, это бесплатно.