Ох, ещё же и презентация!

По самым разным причинам времени на презентацию всегда мало. Бывает, что слишком много времени ушло на разработку того, что, собственно, нужно презентовать. А бывает, что «продукт» давно готов, да вот до презентации руки никак не доходят. В итоге презентация делается на коленке, впопыхах и с красными от недосыпа глазами.

Что делать, если времени совсем немного, а вам нужно подготовить презентацию? Куда бежать, за что хвататься и с чего начать? Именно на эти вопросы я и постараюсь ответить в этом посте.

Я не буду тратить ни ваше, ни своё время на красивый вводный абзац, плавно подводящий к основной идее. Вместо этого предлагаю перейти сразу к делу.

Итак, как только перед вами возникла задача подготовить презентацию, я бы вам рекомендовал отойти на максимальное расстояние от компьютера, да и вообще от любой техники, способной выводить на экран информацию (да, смартфон и умные часы тоже считаются), и задать себе три вопроса:

1. Что я хочу сказать?

2. Кому я это хочу сказать?

3. Зачем мне это надо?

Только на первый взгляд эти вопросы кажутся простыми. Не обманывайте себя, это был бы слишком лёгкий путь. Это непростые вопросы, и настолько непростые, что некоторые из спикеров, которых я готовил к выступлению с презентацией, брали небольшой отгул, чтобы отправиться в лес в поисках ответов на них.

Разберём их по порядку.


Что я хочу сказать?

Большинство людей, отвечая на этот вопрос, начинают сразу вываливать на стол груду каких-то слов, перечисляя объёмы производства, год основания компании, научные исследования, которые легли в основу их проекта, и всё остальное бла-бла-бла.

Поймите, есть всегда много слов, которые можно было бы «засчитать» как ответ на этот вопрос, но ответом на этот вопрос они не являются. Ведь правильно в письменной форме этот вопрос должен выглядеть так:

«Что я хочу сказать?»

или

«Что я хочу сказать?»

или

«Что я хочу сказать?»

Вот это «что» дорогого стоит. Если вы периодически бываете на профессиональных конференциях, то вы видели множество презентаций, где докладчик не нашел времени ответить на этот вопрос.

Это точно не универсальная формула, но как один из вариантов ответа на вопрос «что я хочу сказать?» я могу предложить такой:

«текущее положение дел неприемлемо потому что ________, мы предлагаем __________, и это сработает, потому что ______________.»

В качестве тренировки попробуйте сформулировать суть своих предыдущих трёх презентаций и посмотрите, что получится.


Кому я это хочу сказать?

Вот уже пару лет как любой свой тренинг или семинар по мастерству презентации я начинаю с небольшого исследования. Вместе с участниками мы пытаемся сформулировать: а что же такое «презентация на 10 из 10»?

Конечно, у каждой группы своё представление о том, что такое «десятка», но некоторые характеристики воспроизводятся участниками снова и снова.

Это:

- лаконичная

- структурированная

- с юмором

А теперь внимание, вопрос: может ли презентация быть абсолютно универсально лаконичной, структурированной и с юмором? Увы, нет! То, что для одной аудитории будет лаконичным изложением, для другой — слишком кратким и поверхностным, а для третьей —слишком нудным и затянутым. То, что для одной аудитории может показаться чёткой структурой, для других людей будет выглядеть как адское ботаническое занудство. С юмором всё ещё сложнее: то, что для одних будет смешной шуткой, для других будет жуткой пошлятиной, а кто-то вообще не поймет, что спикер в этом месте пошутил.

Одним словом, чтобы быть в состоянии подготовить лаконичную, структурированную презентацию с юмором… нужно исследовать свою аудиторию.

У меня уже есть пост на эту тему — «Эмоциональный портрет аудитории». Но не ограничивайтесь только этим. Готовьтесь к презентации так, как будто вы идёте на первое свидание. Узнайте про неё всё: какой цвет она любит, какой у неё парфюм и любимая мелодия. А ещё про образование, доход, семейное положение и прививки. Ну, с прививками, может, я и перегнул, хотя и это не помешает.

Изучать свою аудиторию — это как взбираться на гору, у которой нет вершины. Не прекращайте этот подъём, потому что вы всегда делаете презентацию для кого-то. Так узнайте этого «кого-то» получше!


Зачем мне это надо?

Если честно, я бы рекомендовал начинать с этого вопроса. Иногда ответ на него будет «а низачем», и тогда вы себя убережёте и от недосыпа, и от кривых слайдов, и от чувства вины, что «могло бы быть и получше». Нет, правда, это очень важный вопрос при подготовке к чему угодно, не только к презентации!

Подготовить качественную презентацию и выступить с ней - это много-много работы! А подготовить презентацию на 10 из 10 - это примерно в два раза больше, чем «много-много». Так зачем же ввязываться в такое трудозатратное дело, если оно вам не надо.

И наоборот, если вы точно знаете ответ на вопрос «зачем?», то этого огня вам с лихвой хватит, чтобы найти ответы на вопросы «что?» и «кому?», да ещё и на красивые слайды останется.

Искренне надеюсь, что в следующий раз, когда на вас свалится подготовка к презентации, вместо того, чтобы автоматически кликать по иконке PowerPoint на рабочем столе, вы остановитесь, зададите себе эти вопросы и не сядете за слайды, пока не найдёте ответы на них.


Ещё больше полезных вопросов про презентации вы узнаете на моём ближайшем открытом тренинге. Регистрация по ссылке: тренинг "Презентация на 10 из 10".