Эмоциональный портрет аудитории

Корень в слове презентация - это “презент”, то есть подарок. Хорошая презентация и в самом деле может стать настоящим подарком для аудитории. А когда мы дарим подарок, мы в первую очередь выясняем, кому мы его дарим и лишь затем, что именно подойдет в качестве подарка для этого человека.

Один из эффективных способов понять, кто наша аудитория - это составить ее эмоциональный портрет, или, как его еще называют - карту эмпатии.

Что такое эмпатия? Дословно с греческого это слово переводится как сопереживание, т.е. способность почувствовать и понять эмоции другого человека. В отличие от антипатии, когда человек нам не нравится, или симпатии, когда человек нам нравится и мы ему симпатизируем, эмпатия позволяет осознавать эмоции другого человека не ассоциируясь с ними.

Прикладной способ проявить эмпатию - это составить эмоциональный портрет аудитории, то есть понять, почувствовать и зафиксировать, что по нашему мнению этот человек (или люди), для которого мы делаем презентацию: 

  1. любит, 
  2. о чем мечтает, 
  3. что не успевает, 
  4. от чего раздражается, 
  5. что или кто его вдохновляет, 
  6. чем гордится, 
  7. что хочет узнать 
  8. и к чему стремится.

Это только на первый взгляд кажется, что мы ничего из этого не знаем о нашей аудитории, но если дать себе несколько минут, то ответы сами начнут возникать у вас в голове, только успевай записывать.

Еще один нюанс, если аудитория однородная, тогда составляем один портрет. Если же аудитория разношерстная, например, вы презентуете для небольшой группы, в которую входят заместитель генерального директор, ИТ директор и главный бухгалтер, то вы составляете отдельный портрет на каждого. Потому что даже если взять такой вопрос как “что хочет узнать?”, то могу предположить, что:

  • зам.генерального хочет узнать как стать генеральным;
  • ИТ директор - о технический инновациях, которые используют в его отрасли конкуренты;
  • А главбух, как все сделать по закону.

Вот, живой пример, когда на одной доске уместились целых четыре таких портрета:

Я очень рекомендую работать над эмоциональным портретом своей аудитории в группе. Позовите тех людей, которые тоже знакомы с вашей аудиторией, а если это возможно, позовите представителей самой аудитории: работа в группе всегда дает более полный образ.

Ну, а если вы готовитесь к презентации в одиночку, то можете проделать эту работу и самостоятельно. 


Пошаговая инструкция "Как заполнять эмоциональный портрет аудитории":

Шаг №1: В верхней части формы записать официальный статус аудитории. Например, "начальник службы безопасности" или "участник конференции молодых специалистов". 

Шаг №2: Там же написать его имя и возраст. Например "Петр Анатольевич, 56" или "Илона, 22". Это позволит еще большее персонифицировать образ.

Шаг №3: В круге по центру нарисовать портрет этого человека. Тут у вас нет задачи создать шедевр, это может быть любой рисунок от профессиональной иллюстрации до "палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек". Цель этого шага буквально "через руку" помочь мозгу сфокусироваться на аудитории.

Шаг №4: Заполнить все поля "любит", "мечтает" и так далее.


После того как портрет готов, нам нужно проделать вторую часть этой работы, а именно выделить ключевые характеристики нашей аудитории, здесь используется принцип дивергентного и конвергентного мышления. Когда мы заполняем портрет - это генерация множества ответов, т.е. дивергентное мышление, а когда выделяем ключевые характеристики, т.е. выкристализовываем самое главное о человеке - это конвергентное мышление.

Если внимательно посмотреть, то из тех ответов, которые мы сами написали, можно уловить повторяющиеся вещи. Ну, например, что этот человек любит все новое, экстраверт и не любит, когда его погружают слишком глубоко в детали. Или наоборот, что это молчаливый перфекционист и консерватор, который хочет докопаться до самой сути.

Почему так важно выделить ключевые характеристики из эмоционального портрета аудитории, становится понятно из этого примера:

Информация верна и там, и там, но именно благодаря выделению ключевых характеристик своей аудитории на основании её эмоционального портрета мы можем подобрать такой визуальный язык в своей презентации, который поможет нам быть максимально понятными и убедительным.

Скачать бланк можно тут. Еще больше полезных ресурсов и ссылок на страничке "Бесплатно".

Добавить комментарий:

Комментарии:

17 августа 2015
Глеб Шулишов пользователю Ольга Карасёва
А может быть сегментировать вашу аудиторию, м? На идеализированную, менее идеализированную и совсем неидеализированную. И составить портрет на каждую из трёх. Ответить
17 августа 2015
Глеб Шулишов пользователю Ольга Карасёва
А может быть сегментировать вашу аудиторию, м? На идеализированную, менее идеализированную и совсем неидеализированную. И составить портрет на каждую из трёх. Ответить
17 августа 2015
Ольга Карасёва
Здравствуйте, Глеб!
Как всегда, здорово! Составила портрет, но что-то он у меня получился идеализированный какой-то. Понимаю, что на самом деле половина (а, может быть, и больше) моей аудитории этому портрету не соответствует:)
С уважением, Ольга Карасёва
Ответить