Дон Норман о презентациях и PowerPoint

2014.04.28-20.04.27

6 января 2014 года я взял интервью у доктора Дона Нормана, автора 12 книг по дизайну, включая ставшую уже классикой «Дизайн привычных вещей». Само интервью еще готовится к публикации, но дело в том, что когда тебе 79 лет и ты написал столько книг и бессчетное количество статей, то отвечая на очередной вопрос, тебе проще сказать, где можно прочитать ответ, чем давать один и тот же ответ снова и снова.


Был такой момент и во время моего интервью, когда я спросил Дона Нормана, были ли презентации лучше до появления PowerPoint, ведь людям приходилось прилагать столько усилий для производства каждого слайда, на что он просто прислал ссылку на свою статью «В защиту PowerPoint», опубликованную у него на сайте.

Так как я понимаю, что не все читатели этого блога готовы сидеть со словариком и переводить с английского оригинал статьи от гуру дизайна, то решил подготовить не то чтобы ее перевод, но скорее вольный пересказ, несколько сократив саму статью по длине, и стараясь сохранить главные мысли автора.


Photo5

«В защиту PowerPoint», Дон Норман

перевел Глеб Шулишов специально для ProstoPreza.ru

Уже стало обычным делом обвинять PowerPoint во всех смертных грехах. Вы сами много раз это видели: унылая, скучная, бесконечная бубнежка спикера - или лучше сказать «чтеца» - демонстрирующего непрерывный поток слайдов, на каждом из которых длинные маркированные списки, появляющиеся на слайде самыми невероятными способами при помощи самой неожиданной анимации, при этом каждый слайд медленно зачитывается вслух. Толпа скандирует: «Долой PowerPoint!»

Со всем моим уважением, все эти призывы и нападки на PowerPoint я считаю полной чушью. Во-первых, уверен, все согласны, что нет ничего хуже, чем докладчик, который долго и нудно читает нам текст со слайдов, который мы и сами в состоянии прочитать. Да, слайды с «булитами» - маркированными списками - часто становятся причиной скучных выступлений, но проблема кроется в самом выступлении, а не в инструменте.

И скучные выступления существовали задолго до появления PowerPoint. Даже маркерованные списки существовали задолго до появления PowerPoint, они были еще задолго до появления компьютеров. В древние времена люди печатали, выводили по трафарету или рисовали от руки свои слайды на прозрачных пленках, которые потом демонстрировались через кодоскопы. И эти выступления тоже были скучными и мучительными.

Давайте взглянем правде в глаза: большинство людей плохо выступают с презентациями. В лучшем случае в таких выступлениях хотя бы есть логика повествования: предыстория, текущее положение дел, анализ ситуации и рекомендации или выводы. Другими словами скучную часть нам рассказывают вначале выступления, а интересную в конце. Хотя часто до нее дело не доходит, потому что у спикера заканчивается время его выступления.

Весь текст на слайде написан, чтобы помогать спикеру. На них можно встретить оглавление или «напоминалки» о том, что следует сказать. В худших случаях, на слайдах написано вообще все, что должен сказать спикер, чтобы ему совсем не нужно было думать, а оставалось только читать. Но тогда возникает вопрос, если слайды предназначаются для докладчика, почему их показывают аудитории?

Хороший спикер всегда начинает свою презентацию с чего-то интересного, с какого-то кейса или примера. Он старается заинтересовать аудиторию, подогреть ее аппетит, и только после этого переходит к «скучной» части презентации, которая теперь для слушателей вовсе не скучная, ведь на этот раз они знают зачем она им нужна.

Еще один момент, люди не могут «проглотить» слишком большой объем информации за один присест. Задача презентации - донести лишь несколько самых важных моментов, чтобы заинтересовать слушателей более глубоко изучить эту тему, но уже самостоятельно, возможно, через чтение, возможно, через вопросы и общение. Если же «упаковать» в презентацию слишком много информации, то аудитория либо быстро потеряет интерес и впадет в скуку, либо, что еще хуже, заинтересовавшись чем-то в презентации, человек может задуматься об этом, лишь для того, чтобы пропустить все остальное.

У каждого докладчика должно быть три типа документов:

  1. Личные заметки, которые видны только самому спикеру, и содержат основные положения презентации и, возможно, яркие убедительные фразы, приготовленные заранее.
  2. «Говорящие» слайды, которые иллюстрируют главные мысли выступления, передают и усиливают то, что хочет рассказать докладчик. Они должы добавлять к выступлению, а не отвлекать от него.
  3. Раздатка. Вот это то место, где можно выдать все ссылки, источники, материалы. Вот здесь, а не на слайдах, нужно предоставить детальную информацию, которая пригодится тем, кого заинтересовала ваша презентация.

Это три отдельных и очень разных по своей сути документа: личные заметки, «говорящие» слайды и раздатка. Пожалуйста, не путайте их между собой и не вините инструмент (PowerPoint) в плохо подготовленной и плохо проведенной презентации.

Каким инструментом пользуюсь я? Часто совсем никаким: только я сам, просто рассказываю и все. Технологичная аудитория относится к этому с подозрением, но когда моя презентация заканчивается - с благодарностью. Когда у меня есть что-то, что я хочу продемонстрировать, я пользуюсь PowerPoint как эффективным инструментом для показа фотографий и рисунков. Я не использую шаблоны, не использую маркированные списки, и даже не использую слова на моих слайдах. Ну, если только совсем в крайних случаях.

Если мне нужны личные заметки, то они написаны на маленьких карточках или в блокноте, который расположен так, что я его вижу, а аудитория - нет. Раздатка? У меня никогда ее нет. Все что у меня есть сказать, вы найдете в моих книгах, а презентации - только для мотивации.

Плох ли PowerPoint? Нет! На самом деле - это очень полезный инструмент. Вот скучные презентации - это плохо, неправильно структурированные выступления - это плохо. Но не стоит перекладывать вину на инструмент.